Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Происходит третья мировая война в виде эпидемии насилия»

Фото: Дмитрий Смирнов
Александр Адабашьян — о кинематографическом фаст-фуде и миссии Америки
Дмитрий Смирнов
8 октября, 2014 12:42
10 мин
Знаменитый кинодраматург Александр Адабашьян не был в Крыму, по его словам, «страшно много лет». Недавно он посетил Симферополь. «Русская планета» поговорила с режиссером о крымском кинематографе, влиянии США на русское искусство и «овсянке» из «Собаки Баскервилей».
– Одна из функций искусства — влиять на сознание. Как влияет современный кинематограф на людей? Какие фильмы, скажем, за минувшее десятилетие, более всего оказали воздействие на россиян?
– Кинематограф уже сильно перестал играть роль искусства, и я не думаю, что в наше время существуют фильмы, которые могли бы влиять на большое количество народа единовременно. Максимум, что делает кино — отображает происходящее, где живет герой, или антигерой нашего времени. Другое дело — что происходит и как это отображается в кино. А происходит третья мировая война в виде эпидемии насилия. И лучшим условием для распространения вируса является сборище народа. Какое угодно сборище. Это может быть Майдан, Болотная площадь, гитлерюгендовские марши, очень удобной площадкой является Интернет. Считается, что это — периодически посещающая землю эпидемия и бороться с ней можно способом личной гигиены. Не посещать сборищ ни с какой стороны, не есть из чужих тарелок, не лизать чужих рук и задов. Это единственный способ уцелеть. Но этот рецепт не для всех, не заставишь же всех сидеть по домам! Поэтому жатву свою эпидемия исправно собирает.
– И фильмы этому способствуют?
– Да. Как в России, так и в остальном мире. Посмотрите, насколько жестокими стали картины и преступления в них! Смерть как комедия. Предлагают зрителю смеяться над тем, как нелепо запачкали машину куски черепа и мозгов человека, высмеивается смерть от передозировки наркотиков. И болевой порог зрителей становится все ниже и ниже. Думаю, если бы в тарантиновской картине «Убить Билла» Биллом был бы не человек, а кролик и насилие совершалось по отношению к животным, то картину бы прикрыли мгновенно. Общество защиты животных подняло бы шум, и Тарантино был бы проклят и уничтожен. А отрезанные руки, головы, выпущенные кишки никого не пугают и не шокируют. Разговоры же о добром и вечном кажутся наивным старческим брюзжанием человека, который не в состоянии делать то, что нынче в тренде. Кстати, то, что в моде, меня не трогает. И современная драматургия, и литература. Павич, которого я пытался читать безуспешно, Мураками — это меня не задевает вообще. Иногда что-то очень мило сделано у Сорокина или Пелевина, но чувства не задевает никак. Никого не жаль, никого не любишь никому не завидуешь. Никаких эмоций.
– Но происходит ли хоть что-то положительное? Что-нибудь радует? Или только огорчает?
– Что хорошего — те немногие картины, которые о добром и вечном. Классику стали экранизировать. И Достоевского, и Куприна, и тургеневских «Отцов и детей», в чем я, кстати, участвовал. А из зарубежных фильмов совершенно поразила немая картина «Артист». Почти все, что стал делать сейчас Вуди Аллен, мне близко. Но это не то, что имеет успех у широкой публики. Публика охотнее воспринимает сериалы про бандитов. И снимают такое охотнее: все происходит в современных интерьерах, поэтому — дешевле, сама тема не требует ни серьезной подготовки, ни серьезного отношения.
– Это похоже на своеобразный кинематографический фаст-фуд, который насыщает и приносит успех быстро и без труда...
– Это все — влияние Америки. Сейчас процветает денежная цензура, когда продюсер, тот, кто распоряжается финансами, решает, каким будет фильм, что режиссер будет делать и буквально в течение десяти минут, если режиссер не устраивает владельца кошелька, он может получить под зад коленкой. Раньше у нас была цензура другого характера — идеологическая, и у нее тоже множество минусов, но цензура денежная страшнее по результатам. Произошло резкое падение качества. Хороших картин как было мало, так и осталось, а уровень остального резко снизился до чудовищного. Здесь вспоминаются слова Диккенса: миссия Америки — опошлить Вселенную. Причем пошлость в данном случае — понятие количественное. Когда чего-то становится в избытке, но продолжают множить. Передозировка того, что должно существовать в гомеопатических дозах. Знаете, какие три самые тонкие книжки в мире? Победы итальянской армии, рецепты английской кухни и история американской культуры. Опасность пошлости в том, что она прилипает ко всему. И легко усваивается. Те мальчики и девочки, которые употребляют американские слова вместо русских, французских, итальянских — неважно каких, но не родных — отложат в своем сознании пошлость, как холестерин, сожранный в «Макдональдсе». К своим 30–40 годам они будут восприимчивы только к этому. Более того, я могу прогнозировать, что перемены в нравах произойдут кардинальные: лет через 5–10 педофилия, к примеру, будет легким отклонением от нормы, а борьба с ней станет преступлением против общественной нравственности и прогресса. Это произойдет постепенно, как сейчас завоевывает мир гомосексуализм.
А какие настроения сейчас в российском кино?
– Могу констатировать, что взгляды Михалкова находятся в полном диссонансе со взглядами так называемого «креативного класса», о котором очень хорошо сказал Захар Прилепин. Дескать, они говорят, что их никуда не пускают, но они везде, они говорят «нам затыкают рты», при этом слышно только их. Поскольку, действительно, по большому счету слышно только их, поэтому они общественное мнение и создают. В России, увы, охотнее верят в плохое о себе, чем в хорошее. Запускается такое «оппозиционное» мнение, что в войну немцев погибло в 150 раз меньше, чем русских, и многие у нас становятся счастливы этому фантастическому сообщению. Или про то, что только благодаря заградотрядам наши войска шли вперед, или что вся техника американская, которая поставлялась по ленд-лизу, была бесплатной и лучше нашей. Но, во-первых, она не была лучше, во-вторых — поставлялась за деньги, и очень большие. За каждый патрон и каждую шоколадку потом наша страна расплачивалась золотом и картинами. Такая была бескорыстная помощь наших союзников.
– Какими качествами должен обладать кинодраматург? Как сказываются на творчестве воспитание, характер, душевный склад, внутренняя культура?
– Культура, воспитание, свойства характера — да, это важно и влияет на результат, но в первую очередь нужна трезвая оценка самого себя. Все время нужно реально оценивать свои силы. Думаешь, что кусок сценария удачно получился или диалог какой-нибудь выписан прекрасно? Нужно протянуть тогда руку, взять с полки книгу Чехова или Серова, полистать несколько страниц, прочесть и успокоиться. Это отрезвляет и помогает держать себя в тонусе. Помогает взаимодействовать с тем пространством, в котором ты что-то делаешь и даже можешь подумать, что творишь. Я всегда говорю, что у меня работа, а не творчество. Творчество — это у Алены Апиной. Прогнозировать же успех работы невозможно. Вот никогда бы не подумал, что моей визитной карточкой станет общеизвестная фраза: «Овсянка, сэр!». Никогда не угадаешь, что останется в памяти у зрителей. Хотя, роль Бэрримора в «Собаке Баскервилей» — моя любимая кинороль. Любимая, потому, что весь кинопроцесс выдался особым, ярким, запоминающимся. Там один актерский состав чего стоит, такая компания! И наши ощущения передаются настолько хорошо, что именно «Собака» из всего шерлокхолмсовского сериала больше всего резонанс имела. Мы просто купались в эмоциях, и осталась масса смешных эпизодов, которые в кадр не вошли. Кстати, знаменитая овсянка появилась экспромтом. Изначально сэру Генри я должен был предлагать истинно английское блюдо — пэрридж. Это, собственно, овсянка и есть, но только не звучало: «Пэрридж, сэр!». И тогда кто-то предложил говорить «овсянка», что в сочетании с «сэром» дало нужный смешной эффект.
– Можете ли назвать кого-нибудь из крымчан, у кого сегодня есть хороший кинематографический потенциал? Режиссерский, актерский, операторский?
— Нет, не назову. Не знаю, к сожалению. Дело в том, что Крым много лет был вне больших кинематографических процессов. Время от времени кто-то, что-то отсюда появлялось, но в памяти не зацепилось. В Крыму кинематограф нужно создавать практически с чистого листа. И местных кинодеятелей воспитывать, соответственно.
– Какие планы на этот счет у российского министерства культуры?
– Планов множество, идет прощупывание почвы: приезжают специалисты, изучают обстановку, предлагают варианты развития событий, думают над тем, какие фильмы можно и нужно в первую очередь снимать здесь. Нужно и кинофестивали крымские возрождать, и создавать базу для обучения крымчан кинематографическим профессиям, давать им первоклассное кинообразование. Слышал, что есть планы по открытию филиала ВГИКа, и по открытию крымского отделения киношколы Никиты Михалкова. Это все вполне имеет право на жизнь.
– Известно ли, как сложится судьба Ялтинской киностудии?
– Однозначно, на Ялтинской киностудии, которая, как мне известно, давно уже находится в печальном состоянии, должна быть создана мощная техническая база, чтобы желающие снимать кино в Крыму имели возможность здесь работать полным циклом. Переговоры по этому поводу идут, и, думаю, завершатся успешно для киностудии. Чтобы здесь все время были в наличии и технические специалисты, и монтажеры, осветители, чтобы съемочная аппаратура была высокого уровня, павильоны нормальные, гостиница. А творческий состав может быть откуда угодно. Тогда и крымское кино собственное появится высокого уровня, и в Крым станут приезжать — и россияне, и иностранцы — чтобы снимать свои картины. А все остальное у полуострова есть: роскошные пейзажи на любой вкус, дикое количество солнечных дней в году, флора разнообразная. Есть где поработать!
– А вы над чем сейчас работаете?
– Сейчас у меня период поездок и творческих встреч в различных российских регионах. Что же касается кинематографа… Не хочу наперед загадывать. Последняя работа была связана со съемками в Одессе, я уже начал вплотную готовиться, но после печальных событий второго мая отказался от этой работы. Не из-за страха, не по политическом соображениям, а по моральным. Понял, что я не могу относиться к этому городу, как прежде. Это теперь совсем другой город. И отношение к нему другое.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ