«Одно время здесь сваливали мусор»
Фото: Роман Миненко

Фото: Роман Миненко

«Русская планета» побывала в старых и заброшенных корпусах «Артека» перед их реставрацией

«Артек» — культовый пионерлагерь Советского Союза — скоро обретет новый облик. И будет приведен, как говорят работники лагеря, к одному общему виду. Капитальный ремонт первых запланированных объектов проводится уже сейчас. «Русская планета» посетила лагерь перед реставрацией, чтобы успеть зафиксировать контраст старого и нового, который уйдет в прошлое.

Чехов и реклама

– На территории современного «Артека» сохранилось много исторических мест, — рассказывает Татьяна Григорец, руководитель информационной службы лагеря. — Парковая дорожка прямо за артековской школой ведет к бывшему дому Николая фон Гартвиса, второго директора Никитского ботанического сада, жившего здесь в первой половине XIX века. На своем опытном участке в «Артеке» Гартвис высаживал редкие экземпляры деревьев, завезенных из разных уголков мира. Кстати, здесь растет старейший в Крыму болотный кипарис. Артековцы любят измерять его толщину, взявшись за руки.

У объектов «Артека» есть одна общая черта — естественное старение. Многие здания не реконструировались с момента их постройки. Одни выглядят лучше, другие хуже. Время здесь замерло в перестроечную эпоху. С тех пор финансирования хватало только на обеспечение первоочередных нужд лагеря. А таковых было в достатке. Украинские власти не были заинтересованы в подобном лагере. Проект воспитания новой потенциальной элиты общества был им не нужен.

О прошлом исторических объектов Международного детского центра «Русской планете» рассказали Наталья Кучмистова и Вячеслав Стрибук, методист и заведующий музейно-выставочного отдела.

На территории нынешнего лагеря «Лазурный» более века назад началась история одного из первых частных российских курортов. Величественный дворец «Суук-Су», выполненный в мавританском стиле, дачи-гостиницы — все это было построено как единый архитектурный комплекс знаменитым крымским архитектором Николаем Красновым. На тот момент Краснов являлся главным архитектором Ялты. И это был один из его первых частных заказов. Курортный зал или курзал Суук-Су, как его называли, в 1941 году был уничтожен немцами. Здание сгорело до основания. Позже, в 50–х годах, московский архитектор Сергей Каневский восстановил дворец по проекту Краснова. Современный «Суук-Су» отличается от постройки 1903 года, но в общих чертах повторяет внешний облик курзала.

– Можно сказать, что это копия, — говорит Кучмистова. — От былой роскоши ничего не осталось. В 1903 году курорт «Суук-Су» принадлежал Ольге Соловьевой. Она унаследовала его от мужа, известного российского инженера-мостостроителя Владимира Березина. Когда постройка курзала была закончена, хозяйка в благодарность за работу Николая Краснова подарила ему оставшиеся строительные материалы, а именно инкерманский камень. Благодаря чему архитектор смог реализовать проект Ливадийского дворца. Другая интересная история связана с Чеховым. Писатель создал первую в своей жизни рекламу специально для курорта «Суук-Су». Антон Павлович долго не соглашался, но, в конце концов, уступил настойчивой Соловьевой.

Сейчас во дворце «Суук-Су» находятся музей истории детского лагеря, библиотека и хранилище. На первом этаже расположился музей Космоса, созданный по инициативе Юрия Гагарина. Не так давно завершилась аэрокосмическая смена, которую «Артек» впервые проводил с Роскосмосом. К детям приезжали российские инженеры-конструкторы и космонавты. Вместе они запускали копию ракеты-носителя «Восток», выходили на связь с космонавтами на орбите.

Четыре дачи курорта «Суук-Су» назывались «Зубковские гостиницы». Опять же архитектурная задумка Николая Краснова. С 1937 года это детские корпуса артековского лагеря «Лазурный» — дачи «Красная», «Желтая», «Зеленая», «Синяя».

Пусто без Наяды

Проект ялтинского архитектора включал в себя также лестничный ансамбль от курзала к морю. С площадки у здания вид должен был открываться до самого побережья. Но в субтропическом климате парк настолько буйно разросся, что ничего дальше ближайших кипарисов разглядеть не удастся. Лестница закрыта на реконструкцию. В каменной нише, где раньше была установлена белая мраморная скульптура богини Наяды, пусто.

Сотрудники музейно-выставочного отдела объясняют:

– В годы немецко-фашистской оккупации статую вывезли. Наверное, сейчас стоит у кого-то во дворе, а он и не знает о ее ценности. Раньше по двум сторонам от лестницы на каменных пилонах лежали бронзовые сфинксы. Захватчики упражнялись на них в стрельбе. Изуродованные сфинксы позже были сданы на металлолом. Вместе с тем вывезли скульптуру богини Ники, которая была установлена рядом с мостиком через речку Суук-Су. Остался только постамент. В прошлом году на нем установили другую скульптуру Ники, размером поменьше. Если честно, выглядит она, как пародия.

Сам мостик представляет немалую архитектурную ценность. Он выполнен по проекту Владимира Березина, владельца Суук-Су. Как говорят старожилы, это последний мост известного инженера. Металлическая кованая решетка ограждения была изготовлена в городе Касли Челябинской области в конце XIX века и является образцом Каслинского чугунного литья. По мнению специалистов, решетка бесценна.

Большинство построек курорта Березина дожили до наших дней. Хоть и были возведены в начале XX века. Практически все из них требуют ремонта или реставрации. Тем не менее, здания продолжают использоваться и не выглядят на свой более чем столетний возраст. На въезде в «Лазурный» сохранился потертый, но привлекательный Домик комендатуры, где до сих пор живут сотрудники «Артека». Проживают артековцы и в здании для обслуживающего персонала. Почтово-телеграфное отделение курорта «Суук-Су» превратилось в административно-хозяйственное здание. Бывший дом владельцев стал поликлиникой «Артека». В свою очередь водонапорная башня с емкостью в 30 000 ведер питьевой воды не функционирует. На месте водолечебницы строится новый лечебный корпус.

– Владелец Суук-Су умер в 1900 году в Париже и был перевезен в фамильный склеп Березиных на территории «Лазурного» лагеря, — рассказывает Наталья Кучмистова. — В годы гражданской войны склеп был разграблен мародерами. Со стен, где это было возможно, содрали мозаичное панно, выполненное итальянскими мастерами. Бесследно исчезла мраморная скульптура ангела-хранителя. Останки Березина были перезахоронены местными жителями, местонахождение их неизвестно. Одно время здесь просто сваливали мусор, потом в 1997 году, к столетию приобретения земель, склеп отреставрировали и освятили.

Хмурый Ленин и находки

Если судить по фотографиям, то внешне не изменилась «Башня Крымъ-Гирея» — смотровая площадка, выполненная в форме крепостной башни. Свое место на выступающем мысе она занимает с середины XIX века. Только помещение внутри башни постоянно меняло свое назначение: от библиотеки до сувенирной лавки.

Гуляя по парку, можно случайно наткнуться на поросшую зеленью круглую постройку с колоннами — ротонду, давно неработающий фонтан с питьевой водой или грот-беседку. Постройки, сохранившиеся еще с 30–х годов XIX века. Находки поджидают буквально на каждом шагу. Будь это барельеф, мозаичное панно, скульптура, памятник или только постамент.

«Артек» умудряется сочетать в себе две вещи: места, от которых веет историей, и места, которые пронизаны духом современности. Здесь они переплелись между собой. Затертые детскими ногами ступени и мраморные лестницы. Аккуратные аллеи и похожая на густой непроходимый лес местность в парковой зоне. Можно повстречать потрепанный, ветхий домик и рядом великолепное здание, построенное в стиле «сталинского» ампира, которое дышит свежестью. Новенький стадион, с трибун которого открывается вид на Аю-Даг, и хмурый, потрепанный одиннадцатиметровый Ленин, взирающий на треснувшие плиты у своего постамента.

Передвигаться по обширной территории детского центра лучше на автомобиле. В противном случае можно потратить несколько часов на то, чтобы, минуя блокпосты, попасть из одного лагеря в другой. В будущем появятся электромобили. Пока что сотрудники «Артека» пользуются служебными «рафиками».

Мы подъезжаем к группе зданий, огороженных металлическим забором. Они выглядят голыми и неприкрытыми. Здесь уже начались работы по реконструкции. Демонтированы перегородки, полы и стекла по всему периметру, отсутствует внешний слой штукатурки. Рядом снуют рабочие в касках, стоят краны, подъезжают машины со стройматериалами.

Здание слева — спортивный комплекс и закрытый плавательный бассейн, справа — столовая «Горного». С Юрием Малышевым мы подходим к ним ближе. Он рассказывает, что начинал работать в «Артеке» вожатым, а сейчас занимает должность редактора официального сайта лагеря.

– Столовая лагеря «Горный» последние лет десять не работала, — сообщает Малышев. — Строилась она еще в начале 60-х годов для трех лагерей комплекса. Собственно, оттуда дети и приходили сюда четыре раза в день. Последние годы столовые находились непосредственно в спальных корпусах. Руководством принято решение реконструировать данный объект. Дети снова будут питаться здесь. В свою очередь спортивный комплекс давно нуждался в реконструкции. Круглогодичному лагерю, каковым является «Артек», без закрытого теплого спортзала и бассейна просто невозможно.

Новый смысл «Артека»

Самые привлекательные сегодня — корпуса лагерей «Морской», «Янтарный» и «Хрустальный». Это неудивительно, реконструировались они недавно, в 2004 году. Вместе они составляют своеобразный пестрый ансамбль «Артека», здания выполнены в самых разных цветах. Конструкции из стекла и металла выглядят прозрачными и светлыми.

Юрий Малышев останавливается у здания, в котором рабочие ломают перегородки между стенами. Один из трех этажей полностью освобожден и через стекла просматривается насквозь, как аквариум.

– Это бывшие гостиничные корпуса, — объясняет Малышев. — Раньше в «Морском» находились и такие. В них могли отдыхать взрослые. Теперь здания будут переоборудованы исключительно под детский отдых. В целом все инфраструктурные объекты, построенные под нужды взрослых, будут возвращены детям. В этом также проявляется новый смысл «Артека».

Поднимаясь из «Морского» к лагерям комплекса «Горный» мы проходим возле дома, некогда принадлежавшего биологу Сергею Метальникову. Мало кому известно, что идею лагеря-санатория в «Артеке» профессор Метальников предложил намного раньше создания лагеря. Уже многие годы в бывшем доме ученого расположен музей природы и несколько творческих студий.

Комплекс «Прибрежный» включает в себя четыре детских лагеря — «Лесной», «Полевой», «Речной», «Озерный». Двухэтажные корпуса выглядят несколько безрадостно. Отмахнувшись от них косметическим ремонтом, кажется, что про здания забыли, а заботу о них оставили на туманное «потом». Тем не менее, четыре лагеря исправно продолжают принимать детей. Но только в летнее время.

Лагерь «Кипарисный», наоборот, хоть и состоит из традиционных невысоких построек, но здания осовременены и содержатся в порядке. Аккуратные корпуса прячутся под огромными тенистыми кипарисами. Кажется, лагерь дышит стариной и одновременно устремлен в будущее.

– На данный момент разрабатывается новая концепция «Артека», — поясняет Татьяна Григорец. — Под современное содержание и будут перестраиваться объекты детского центра. В ближайшие месяцы проведут капитальный ремонт в тех лагерях, реконструкция которых проводилась совсем недавно. Времени осталось немного — осень и зима, когда отсутствуют дети.

«Если ваша фамилия не Коломойский, за недвижимость можете не переживать» Далее в рубрике «Если ваша фамилия не Коломойский, за недвижимость можете не переживать»В Крыму началась перерегистрация прав собственности, в первые дни вызвавшая «неестественный ажиотаж» Читайте в рубрике «Титульная страница» Мы новый град построимВозможно ли перенести столицу России за Урал — и надо ли? Мы новый град построим

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»