Ребус архитектора
Фото: Роман Миненко

Фото: Роман Миненко

«Русская планета» об истории железнодорожного вокзала в Симферополе

– Симферопольский вокзал всегда поражал своим величием и структурой, — говорит Владимир Гуркович, старший сотрудник КРУ «Научно-исследовательский центр памятникоохранных исследований Республики Крым». — Что-то может показаться излишним и не функциональным, но это не так. Чтобы понять, нужно вспомнить, когда возводилось здание. Послевоенное время. Люди возвращаются с фронта, настроение победное, душевный подъем, торжество созидания. И вокзал строился как антипод войне. Поэтому должен был стать величественным архитектурным событием. Воротами Крыма.

Символично и то, что строить вокзал помогали пленные немцы. Документов не сохранилось. Но разговоры ходили, что было дано условие: если они построят здание по проекту и аккуратно, то пленным будет дарована свобода. И действительно, выполнено все было капитально и добросовестно. После многие судачили, что не будь немцев на строительстве, здание не вышло бы таким, как сейчас, прочным. А так, за полвека провели только одну реставрацию. И то, ремонт был косметический: побелили, помыли, почистили.

Что касается «знаков», спрятанных Алексеем Душкиным (советский архитектор, по проекту которого строился вокзал. — Примеч. РП.) в архитектуре зданий, то здесь не может быть случайности. Так как в монументальном строительстве все ошибки и неточности — дорогостоящи. Нельзя позволить себе неправильных интерпретаций.

Кто-то сказал, что у каждой тайны есть свои хранители. В данном случае их двое. Юрий Толмачев, старший электромеханик, отвечает за завод механизма часов в башне. Александр Павлов работает в музее истории Симферопольского дорожного узла. Здесь хранятся архивные фото и документы.

– Я сейчас больше «по звонку» работаю, — объясняет Павлов. — То есть мне можно позвонить, и я приду провести экскурсию. В последний раз ученики одной школы так приходили.

Александр Павлов последние 15 лет посвятил музею. Когда только начинал, помещение было завалено рабочим мусором вперемешку с экспонатами. Сегодня у каждой детали истории крымской железной дороги свое место, музей пополнился новыми предметами.

– Мало кто знает, что Амет-Хан Султан, дважды Герой Советского Союза, работал слесарем в железнодорожном депо Симферополя и одновременно учился в аэроклубе, — воодушевленно рассказывает хранитель музея, переходя от одного стенда к другому. — Вот у меня и фотографии есть, — указывает на доску, покрытую архивными снимками и заметками.

– Душкина я считаю великим архитектором и гением, — продолжает Павлов, оборвав рассказ о кочегарской лопате. — Без тайн здесь точно не обошлось. Его ведь посадить хотели за ту надстройку на здании вокзала. Но утряслось. Обвиняли в излишествах и растрате госбюджета. А посмотрите, как смотрится замечательно. Благодаря ей в главный вестибюль попадает дневной свет. Про мистику я не знаю. Я вам лучше покажу.

Через минуту передо мной лежала кипа газетных вырезок и несколько журналов.

– Здесь все есть, — уверяет Александр Николаевич. — Больше я не расскажу. Вы присаживайтесь, не стесняйтесь, почитайте.

Из всего просмотренного интерес вызывает статья в журнале «Полуостров сокровищ» (№ 10, август 2012 года). В ней авторы ищут символы древних славян в объектах вокзала. Кратко изложу находки исследователей.

Первоначально на шпиле башни была установлена не пятиконечная звезда, как сейчас, а венок из золотых колосьев пшеницы, символизирующий славянскую богиню Мерцану (Заря, Заряница — Примеч. ред.). Венок олицетворяет собой утреннюю зарю и борьбу с темными силами. Отсюда предположение: античный храм на здании вокзала — святилище богини. Помимо этого, архитектура вокзала напрямую связана с направлением движения солнца. Фасад смотрит на юго-восток. Оттуда светило встает 22 декабря (день зимнего солнцестояния). Главный вход в здание вокзала ориентирован на северо-восток. Оттуда солнце появляется в день летнего солнцестояния, 22 июня, когда древние славяне отмечали День солнцеворота. Нам он больше известен по названию День Ивана Купалы. Нетрадиционный знак зодиака, расположенный на циферблате часов, имеет также связь с верованиями славян. Вместо Тельца, Девы и Весов здесь изображены Псы, Лебедь и Змееносец. Гончие псы на древних изображениях запряжены в колесницу Даждьбога, покровителя плодородия и солнечного света. С образом змеи олицетворялся Велес, бог сказителей и поэзии. Ладу — богиню весны и любви, связывали в славянской мифологии с образом белого лебедя. Остальные знаки зодиака симферопольских часов остались без изменений, но нарушена их последовательность. 

Башня с часами и зодиакальный круг

Возле башни меня встречает Юрий Толмачев. Теперь он ухаживает за часами. Раньше этим занимался известный в Симферополе часовых дел мастер Владимир Дробязко.

Чтобы добраться до механизма, нужно подниматься по крутым лестницам.

– Я сюда раз в десять дней захожу. Для завода часов. Этого достаточно. Сами часы точные, корректировки не требуют.

Мы проходим мимо огромного резервуара с водой.

– Точный объем не скажу. Но вода сюда поступает из артезианской скважины, которая, собственно, и питает весь вокзал и депо. Поэтому и туристов не водим. Плюс соблюдение техники безопасности. Сами видели, какие тут лестницы. Людей водить опасно.

Наконец поднявшись, я увидел сердце здания, изготовленное Первым Московским часовым заводом полвека назад.

– За все время только анкерную шестерню заменили. Те, кто заходит в башню, обычно думают, что здесь повсюду шестеренки вертятся, причем огромные, на все здание. А механизм вот какой маленький.

Через стену от нас циферблаты часов, диаметр каждого из которых более трех метров.

– Меня постоянно про знаки зодиака спрашивают. Что означают? А ничего не означают. Мне не кажется это таким важным. Почитайте, что другие написали. Каждый видит то, что он хочет видеть. И не более. Мистика здесь ни при чем.

После беседы с Толмачевым я решил найти того, кто сможет разобраться в подобных символах. Ответить согласилась Светлана Сердюк, профессиональный астролог:

– Зодиакальный круг — это уже своего рода часы, а расположенный на циферблате в интерпретации Алексея Душкина, он приобретает особенный символизм.

Крым находится под знаком Скорпиона — одним из самых сильных в гороскопе. Он наполнен загадками и мистикой. В этой связи вокзал хранит особую энергию и знаки, которые говорят нам о постоянном движении, цикличности, пребывании и убывании. Примечательно, что в сочинском варианте на месте знака Скорпиона расположены Весы.

На симферопольском циферблате вверху круга стоит Козерог, он является символом гор и высоты, как нечто недоступное, но притягательное. Каждый из знаков по-своему раскрывает природу, людей и различные особенности Крыма. Они говорят нам о великой здравнице, общности, мистических загадках, о природных ресурсах, изумительной природе и о многом другом.

Почему Душкин использовал три созвездия, не входящие в зодиакальный круг? Гончие Псы как вечные охранники сидят на страже, в данном случае они как образ тельца. Лебедь же — символ чистой любви и красоты, прекрасной девы. Змееносец — это неутомимый лекарь, прообраз Эскулапа. Ведь не зря в больницах мы видим изображения змея. Так и Крым со своей благодатной природой и воздухом излечит как тело, так и душу.

В свою очередь интересным предположением поделился местный экскурсовод Алексей Волошин. По его словам, Душкин увлекался архитектурным стилем Древнего Египта. О чем, в частности, говорит его исполнение станции метро «Кропоткинская» в Москве. Поэтому на циферблате может быть зашифрована дата окончания строительства вокзала.

– Подобную картину мы наблюдаем на часах, расположенных на вокзальной башне в Сочи, — говорит Волошин. — На мой взгляд, нетрадиционный зодиак сочинского вокзала несет такую же информацию.

«Всему на вокзале есть логичное разъяснение»

Стало ясно, что загадка кроется в самом Алексее Душкине. А чтобы понять одного архитектора, нужно обратиться к другому, который не понаслышке знает о творчестве мэтра советской архитектуры. Таким человеком оказалась Ольга Ильинична Сергеева — член Союза архитекторов, архитектор-реставратор, Кавалер ордена святой Варвары I степени, преподаватель Национальной академии природоохранного и курортного строительства.

Она уверена, что Алексей Душкин — бриллиант, который сверкает теми гранями, с какой стороны на него смотришь. Начала она исследовать архитектуру вокзала в 1979 году. Причем одна из многочисленных авторских задумок была раскрыта только в 2009 году.

– Хороший архитектор закладывает в свои произведения загадку, пищу для ума, ­— рассказывает Ольга Ильинична. — Не у всех, конечно, выходит. У Душкина это получалось великолепно. Начнем с того, что это он создал тип Южного вокзала.

– Значит, не зря симферопольский вокзал называют Воротами Крыма?

– Именно так. Театр начинается с вешалки, а курорт начинается с привокзальной площади. Человек должен сразу понимать, куда он приехал. В этом родственная связь с вокзалом в Сочи, они практически идентичны друг другу. Симферопольский вокзал до сих пор считается визитной карточкой полуострова. Его печатали и печатают на открытках, марках и сувенирной атрибутике.

– Кажется, это уже устоявшийся образ — аркада и башня с часами…

– Но не все так просто. Ведь башня является водонапорной, в ней хранится запас воды для нужд вокзала. Резервуар, в который насосы закачивают воду из артезианской скважины. Подумайте сами, возводить такую высокую конструкцию нерационально и дорого. А архитектор интерпретировал ее как часовую. Дальше еще интереснее. Сначала это было на уровне фантазии, уже позже появились подтверждения. Оказалось, что аркада вместе с часовой башней составляют образ: паровоз с прикрепленными к нему вагонами. Отчетливо это видно ночью, когда из прожектора, вмонтированного в башню, бьет свет. Тогда, стоя во внутреннем дворике, можно угадать очертания отъезжающего поезда. На этот образ играет и то, что люди, которые проходят под арками, как будто садятся в вагоны либо выходят из них. Опять же, если находиться под аркадой вокзала и смотреть на отходящий с перрона поезд, то создается ощущение, что движетесь именно вы, а не состав напротив. Попробуйте в следующий раз.

– А что касательно пристройки на самом здании вокзала, которую не так просто разглядеть с земли? Многие считают, что Душкин ее просто спрятал, и в этом кроется некий смысл.

– С точки зрения архитектора и это можно объяснить. Как вы говорите, пристройка? На деле это образ античного храма, напоминающий нам о прошлом Крыма. В дневное время центральный вестибюль наполнен естественным светом. В ночное — парит над зданием вокзала. Эффект достигается за счет подсветки, направленной на храм. При этом сам вокзал погружен во тьму.

– В то же время мотивы античности прослеживаются и во внутреннем дворике вокзала.

– Здесь прототипом служат греческий атриум и итальянский патио. Скорее, симбиоз между ними. Причем в интерпретации самого Алексея Душкина.

– А в образе фонтана, расположенного в центре дворика, тоже есть авторская задумка?

– Конечно. У Душкина все не просто так. К примеру, статуэтки голубей. Сооружение удивительной простоты. Но зачем усаживать птиц там, где их и так предостаточно? Вы же обращали внимание, что там постоянно голуби садятся? Таким образом, происходит сочетание живого и неживого.

– А есть что-то такое в архитектуре вокзала, что не дошло до нас или не было реализовано?

– Я назову две вещи, которые незаслуженно опустили и просто убрали. Это цветочный календарь в итальянском дворике. Первоначально была клумба, где цветами выкладывалась дата. Затем каждый день менялась. Второе — розарий на месте автомобильной стоянки. По задумке, человек, только приехавший в Крым, сразу попадал в его флору и фауну. То есть уже ощущал, что он на курорте.

– Удивительно. Но, насколько я понял, сегодня раскрыта только часть авторских решений и задумок Душкина. Отчего так?

– Наверное, от того, что мы не видим тонкостей, а видим только крупное. Многие и головы не хотят поднять, не то что задуматься. К примеру, на циферблат с его особенным зодиаком обратили внимание только в начале 1990–х. Когда цветная пленка вытеснила черно-белую, а фотоаппараты с хорошей оптикой стали доступнее.

– Вот тогда, наверное, и начали замечать мистицизм и эзотерику в объектах симферопольского вокзала?

– Мне кажется, что мистика появляется там, где человек не может найти чему-либо объяснения. Тогда сразу вспоминают про высшие силы. Но на вокзале всему есть логичное разъяснение. Достаточно напрячь извилины.

«Зашла “Кубанская буренка”» Далее в рубрике «Зашла “Кубанская буренка”»В крымских магазинах нет местных продуктов, терминалов, а чеки по-прежнему выдают в гривнах Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»