«Нужно ввести в обойму стратегических объектов»
Судостроительная компания «Море». Фото: wikipedia.org

Судостроительная компания «Море». Фото: wikipedia.org

Что происходит на легендарном судостроительном заводе «Море» после возвращения Крыма в состав России

В последние полгода «Море» то и дело попадает в новостные хроники. Конфликт с заводом-куратором, петербургской «Пеллой», и обращение к Владимиру Путину, разговоры о ликвидации предприятия и переход в государственную собственность — об этом и многом другом пишет федеральная и местная пресса. Сейчас и без того сложная ситуация получает все новые витки развития. «Русская планета» вспомнила, насколько стратегически важным для страны был завод, и выяснила, когда предприятие сможет снова заработать на полную мощность.

«Крылатые корабли, известные во всем мире»

Феодосийский завод «Море» был построен в 1938 году и имеет славную 77-летнюю историю, за время которой с его стапелей сошло более 600 судов. После полного разрушения во время Великой Отечественной войны предприятие удалось восстановить, несмотря на огромные трудности. С 1947 года основным профилем завода стало производство скоростных кораблей и судов из легких сплавов. Изначально предприятие специализировалось на военном судостроении, но с конца 1950-х годов начало выпускать и гражданские суда: известные по всему бывшему Союзу «Ракеты» и «Кометы», а также корабли на воздушной подушке, которые до сих пор используются, например, в Греции и на Кубе.

– Наш завод в Советском Союзе считался заводом стратегического значения, — сказал в комментарии РП Виталий Нелипа, главный конструктор проектов завода «Море». На предприятие он пришел в 1965 году и проработал на нем всю жизнь. — Мы осваивали авиационные технологии, я лично в этом участвовал, когда был молодым специалистом. Мы ездили по авиационным заводам России и Украины, набирались опыта. Несколько поколений первоклассных специалистов выросли на этом заводе и многое привнесли на предприятие. Здесь были построены гигантские цеха, которым нет равных даже в Европе. Как можно допустить, чтобы такой завод исчез? Разве он больше не нужен России? Я думаю, что наш завод необходимо снова ввести в обойму стратегических объектов страны.

По словам Нелипы, в последнее время завод выпускал катера для пограничников. Были построены два больших тридцатиметровых катера, один отправили на Украину, а другой остался недостроенным. Еще у завода был заказ на два скоростных катера для охраны украинского президента.

– Но, конечно, специализируемся мы не на катерах, — отметил Нелипа. — Наша специализация — это «Зубры».

Гордость завода и на сегодняшний день его главное детище — суда типа «Зубр». Они строятся на предприятии с середины 1980-х годов и предназначены для высадки десанта на побережье и его огневой поддержки. В 2002 году заказчиком одного «Зубра» стал ВМФ Греции, а в 2014 году закончено строительство двух подобных кораблей для КНР. «Зубры» не раз участвовали в крупных показах российской военной техники в Москве.

В 2011 году на заводе произошла авария: обрушился кран, который использовался для подъема готовых кораблей. Тогда завод в очередной раз доказал, что способен преодолевать трудности и достойно выходить из сложных ситуаций.

– Последствия аварии устранили сразу, — сказал Нелипа. — Я лично участвовал в подъеме крана, разрабатывал схему его подъема, и мы выполнили все, что требовалось. Потом мы изобрели новую технологию, по которой те краны для подъема готовых кораблей уже не нужны: мы можем выкатывать их по рельсам.  

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 «Зубр". Фото: wikipedia.org

Сейчас у «Моря» нет крупных заказов, и завод занимается ремонтом мелких судов, чтобы обеспечить свои хозяйственные нужды. На этих небольших заказах заняты далеко не все рабочие. Многим пришлось уехать туда, где регулярно платят зарплату: за последнее время численность рабочих «Моря» сократилась примерно с 1 200 до 700 человек. А ведь когда-то на легендарном заводе трудились тысячи корабелов. Память об этом хранит установленный в 1975 году в поселке Приморский мемориал в честь трудовых подвигов многотысячного коллектива завода «Море», строившего крылатые корабли, известные во всем мире.

Борьба за государственный статус

– От представителей всех структур, с которыми мы имели дело, слышно одно и то же: предприятие не может работать, ему нужно вливание, только после этого оно начнет что-то выполнять, — говорит Любовь Степунина, председатель профкома завода. — Но сейчас мы в процессе продления договора с Китаем. Непонятно, почему коллективу не позволяют начать работу. Почему предприятию не дают возможность возрождения?

Степунина отметила, что в последнее время заводу не раз пророчили полный провал, говорили о том, что «Море» больше ни на что не способно. Люди разъезжались в поисках стабильности, но стоило появиться заказам — рабочие возвращались в Крым из Петербурга и даже с Дальнего Востока. Дело в том, что многие хотят жить и работать здесь, в Крыму, а не ездить в другие регионы.

– Мы хотим, чтобы Россия в нас поверила и помогла с заказами. Вот единственная наша просьба, — сказала Степунина. — Мы накопили большой опыт, у нас есть специалисты, есть производственные мощности. Мы хотим, чтобы кровь на нашем заводе снова зациркулировала.

После вхождения Крыма в состав РФ Феодосийский судостроительный завод «Море» был национализирован, а на базе его имущества создана новая организация — государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод "Море"». По решению Министерства промышленности и торговли РФ инвестором и куратором завода «Море» стала петербургская «Пелла». В марте 2015 года рабочие завода «Море» обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отменить «дорожную карту» — план по развитию предприятия на ближайшие несколько лет, предложенный «Пеллой», — и сохранить завод как государственное предприятие. Обращение было услышано, и в мае 2015 года на завод приехала государственная комиссия во главе с академиком Игорем Дмитриевичем Спасским.

7 октября 2015 года принято решение правительства РФ о передаче ГУП РК «Судостроительный завод "Море"» в федеральную собственность. Предприятие теперь подчиняется непосредственно Министерству промышленности и торговли России, а его директором назначен Олег Зачиняев, руководитель фирмы ООО «Каффа-порт» — дочернего предприятия «Пеллы». Что ожидает коллектив завода «Море» в связи с принятием этих решений — покажет время.

«Нашим студентам не хватает активности» Далее в рубрике «Нашим студентам не хватает активности»Студенческий омбудсмен Крыма — о стипендиях, патриотической работе и льготных проездных Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»