«Идет противостояние и нездоровая конкуренция»
Фото: Ялтинская киностудия: вход и въезд по пропускам. Фото: Информационный кинопортал Крыма (league.crimeapictures.com)

Фото: Ялтинская киностудия: вход и въезд по пропускам. Фото: Информационный кинопортал Крыма (league.crimeapictures.com)

Какое будущее ждет Ялтинскую киностудию

25 августа Совет министров Крыма официально одобрил своим распоряжением передачу Ялтинской киностудии под управление министерства культуры Крыма. За ним закреплено право оперативного управления имуществом студии. Глава республики Сергей Аксенов заявил, что восстановлением киностудии будет заниматься российский инвестор, чье имя сейчас не разглашается в связи с возможным применением санкций со стороны Запада. Он также отметил, что бюджетные затраты на Ялтинскую киностудию не планируются, но в перспективе возможно привлечение инвестиционных денег. Как сообщил РП пресс-секретарь министра культуры Крыма Максим Шувырь, вопрос по поводу судьбы киностудии решается на уровне министерства культуры РФ. 

По мнению председателя крымского республиканского отделения союза кинематографистов России Валерия Павлотоса, бюджет Крыма не в состоянии финансировать кинопроизводство.

– Мы проводили пресс-конференцию в августе прошлого года, где сказали, что студия не должна принадлежать Крыму (министерству культуры Республики Крым — Примеч. авт.). Некоторая пресса обвинила нас в «непатриотизме». Практически год промучились и даже ремонт помещения сделать не могут, нет финансирования. Жизнь подтвердила нашу правоту, — рассказывает РП Валерий Павлотос.

По мнению Павлотоса, старые хозяева киностудии за двадцать лет ничего не сделали для ее процветания и развития, а только остановили этот процесс. Крымская республиканская киностудия «Ялта-фильм» была организована в 1991 году после распада СССР на базе Ялтинской киностудии (во времена первой здесь снимались такие известные фильмы, как «Человек-амфибия», «Волшебная лампа Аладдина», «Остров сокровищ», «Пираты XX века», «Дети капитана Гранта», «Кавказская пленница», «Человек с бульвара Капуцинов». — Примеч. РП.) Студия находилась в непосредственном подчинении министерства культуры Крыма. После 1991 года на студии ежегодно осуществлялись съемки 1-3 полнометражных художественных фильмов собственного производства, оказывались производственные услуги съемочным группам стран СНГ и зарубежным кинематографистам, осуществляющим съемки в Крыму. При этом в республиканском бюджете Крыма предусматривалась строка на финансовую поддержку собственного кинопроизводства.

Елена Шиллер вместе со своими единомышленниками. Фото: Информационный кинопортал Крыма (league.crimeapictures.com)

После продажи руководством Крыма земельных участков и производственных мощностей Крымской республиканской студии российскому инвестору и перепродажи им земельного участка старой киностудии по улице Севастопольская, 4 новому владельцу ООО «Разбудова-Град» города Одессы, Крымская республиканская киностудия с 2005 года прекратила свое существование. Земельный участок старой киностудии, предназначенный для строительства кинофестивального комплекса и гостиницы на 350 мест, не осваивается и не застраивается уже более десяти лет.

Валерий Павлотос отметил, что особое место в сфере услуг, предоставляемых Ялтинской киностудией во все времена, являлись морские киносъемки на воде и под водой.

За многие годы обеспечения морских съемок разработаны оригинальные конструкции, освоены уникальные технологии строительства плавдекораций парусных кораблей различных стилей и эпох, макетов, использовавших при съемках большого числа фильмов отечественного производства и кинофирмами дальнего зарубежья. К сожалению, в настоящее время, бывший на студии морской игровой арсенал практически не сохранился. Мы предложили в программу возрождения Ялтинской киностудии включить создание морского киноцентра в Балаклаве. Еще в 2013 году руководство военно-морского музея холодной войны «Балаклава» поддержало реализацию наших предложений в штольне бывшего подземного завода.

Директор ЧАО «Ялтинская киностудия» Андрей Николаев рассказал корреспонденту РП, что студия прекратила свою деятельность 1 марта 2015 года и сейчас участвует в судебном процессе, где судится с государством.

Когда суд вынесет решение, и мы узнаем наши права, от этого уже будем дальше отталкиваться. Больше мне нечего добавить, — пояснил Николаев.

Союз кинематографистов России неоднократно выдвигал предложения по возрождению Ялтинской киностудии и созданию центра молодых кинематографистов «Дебют». Павлотос считает, что национализация киностудии необходима, но осуществлять свою работу она должна в рамках государственно-частного партнерства. Он убежден, что студия должна принадлежать солидному инвестору.

Пока вопрос с дальнейшим функционированием киностудии решается, в Ялте находятся люди, которые пытаются своим силами возродить крымское кино.

Я как человек, связанный с кино, заинтересовалась, что же происходит с Ялтинской киностудией. Пошла, посмотрела, — рассказывает руководитель проекта «Лига возрождения кино в Крыму» Елена Шиллер. — Какая киностудия вообще? Я увидела развалины, закрытые ворота, все вывески ободранные, никого нет. Не найдешь вообще к кому можно подойти, спросить, что здесь происходит и нужны ли сотрудники. Ты даже не знаешь к кому обратиться. Все закрыто, такой недоступный объект. Я это отпустила и решила, что это не мое дело.

Год назад Шиллер приехала в Крым из Новосибирска, где она занималась активной общественной работой: городские проекты, фестивали, форумы, экологические вылазки. В Крыму россиянка занялась возрождением киножизни: создание клубов, проведение фестивалей, закрытых кинопоказов и мастер-классов, подключая в работу молодежные и городские организации, а также крымскую интеллигенцию.

В Новосибирске я попала на потрясающий проект, который называется «Активный город» — это объединение общественных организаций. Я попала на игру, которая называется «ТеррИМ» — территория исполнения мечты. На этой игре я подняла вопрос: «Как поднять Ялтинскую киностудию». Почему-то я решила задать вопрос с самой сложной реализацией.

По словам Шиллер, генерация идей, которые участники игры активно выдвигали после озвученного вопроса, сподвигла ее на реализацию своих задумок по возрождению кино в Крыму, в том числе и самой Ялтинской киностудии. Появился целый план, который сейчас постепенно воплощается в жизнь. Уже сегодня состоялся первый в Крыму фестиваль детской мультипликации «Чудо остров».

В Крыму нужно возрождать площадку для съемок приключенческих фильмов и сказок, — рассказывает руководитель молодежного проекта. — Снимать не детективы — это все уже надоело, мы все этим наелись. Я вижу в кино очень серьезный воспитательный процесс. То есть кино как инструмент воспитания будущего поколения: детей и молодежи. Та молодежь, которая задействована в съемках фильмов, постановках спектаклей, мультипликациях не пойдет себе портить жизнь. Детям просто надо дать возможность обучаться.

Молодежное движение стремится создать центр для обучения кинопроизводству, где будут работать кинокампусы, клубы, лагеря, проводиться мастер-классы и семинары, а также развиваться мультипликационные студии. Шиллер рассказала, что государство обещало выделить помещения в Ялтинской киностудии для молодежного центра, но, в связи с пертурбацией этот процесс перенесли.

Здесь нужна серьезная государственная программа, — утверждает Елена Шиллер. — Никита Михалков такую программу предлагал: на базе Ялтинской киностудии создать молодежную киностудию «Дебют». Это фестивальный комплекс, проживание в общежитии, музей, киностудии. Вот эта школа отсутствует в Крыму. Нужно что-то для детей делать, воспитывать их. Чтобы дети наши выросли и могли себя в чем-то реализовать. Около пятидесяти кинопрофессий можно насчитать: звукорежиссеры, ассистенты, вторые режиссеры, операторы, помощники операторов. Здесь, как раз в Крыму, нужно готовить среднее звено, массовку, актеров второго и эпизодического плана. Вот эта база должна быть у Ялтинской киностудии.

Натурная площадка к фильму «Бегущая по волнам» в Ялтинской киностудии. Фото: wikimedia.org

Елена Шиллер отметила, что к ней ежедневно поступают письма со всей России от специалистов, которые пропадают без работы. Люди пишут в надежде, чтобы киностудия получила финансирование от государства и начала свою работу. В крымском киносообществе появляется все больше людей, которые переезжают в Крым из России. Уже появились такие специалисты как преподаватель по сценической речи, продюсированию, актерскому мастерству. Проблема заключается в том, что таким профессионалам негде работать. В Крыму продолжают снимать кино, которым занимаются индивидуальные группы. Они не афишируются и не рекламируются, но кроме самих съемок больше ничего не делают.

Кино это не только сами съемки. Это огромная жизнь, которая была до и продолжается после того как кино сняли. Для развития кинопроизводства в Крыму все есть, но все разрозненно, локализовано. Идет какое-то противостояние и нездоровая конкуренция.

По мнению руководителя молодежного проекта, Ялтинская киностудия может стать базой, которая объединит всех участников кинопроизводства в Крыму.  Она  привела в пример Мосфильм с огромным количеством киностудий, для работы которых достаточно пары офисных помещений. Елена Шиллер объяснила, что для съемок, как раньше, не требуются большие павильоны и сама киностудия может уменьшиться до нескольких комнат для работы.

– Я изначально хотела, чтобы Крым стал международной киноплощадкой, — рассказывает Шиллер. — Чтобы сюда приезжали люди со всего мира, снимали здесь кино и проводили фестивали. Чтобы крымчане были задействованы, чтобы здесь была культурная киножизнь, какой она была раньше, когда здесь была Ялтинская киностудия. Здесь гуляли артисты, они ездили вместе со всеми в троллейбусе, и можно было с ними спокойно поздороваться и сфотографироваться. Когда простой человек, который не связан с кино, встречается со своим кумиром и просто может с ним пообщаться. 

«Здесь наползают друг на друга множество археологических слоев» Далее в рубрике «Здесь наползают друг на друга множество археологических слоев»Как древние греки сделали берег села Заветное популярным крымским курортом, и кто там живет сейчас Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

11 сентября 2015, 09:32
Чем-то придется пожертвовать - независимостью или финансовой свободой
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»