«Украина поддерживала полное исчезновение понятия “немцы”»
Гарри Руфф. Фото: Роман Миненко

Гарри Руфф. Фото: Роман Миненко

Как живут депортированные немцы в Крыму, и почему они вернулись на родину

В период Отечественной войны с территории Крыма депортировали порядка трехсот тысяч человек. Среди них были греки, армяне, болгары, венгры, румыны, крымские татары и немцы. Этнических немцев высылали с полуострова самыми первыми. Начиная с августа 1941 года, их отправляли на спецпоселения в Сибири и Казахстане. В общей сложности насильственному переселению подверглось более 60 тыс. немцев.

Сегодня в Крыму проживает примерно 2 500 этнических немцев. Еще тысяча семей подала обращения с просьбой вернуться на полуостров. «Русская планета» пообщалась с немцами, которые вернулись в Крым из депортации в начале 90-х годов.

«Все бросил и приехал на голое место»

Виктор Гацке переехал в Крым в 1993 году. Практически сразу, как только был разрешен въезд на полуостров ранее депортированных с его территории граждан. Такая возможность появилась только после распада Советского Союза. До этого времени семья Гацке проживала в Казахстане.

– Отец отказывался возвращаться в Германию, он хотел вернуться в Крым, — говорит Виктор. — К сожалению, сделать этого не успел. Мне же он сказал: «Езжай, люди тебе помогут». Приехав в Крым, я выполнил данное ему обещание. Можно сказать, завещание.

Отец Виктора, Вильгельм Гацке, в 1934 году окончил Педагогический техникум в Феодосии. Потом получил назначение в школу Красногвардейского района. Окончил Одесский университет, где его оставили на кафедре. Но с началом репрессий 37–38 годов Вильгельма отправили в Пермь. Оттуда в 1947 году он получил предписание переехать в Казахстан.

– Отец очень любил Крым. Здесь оставались его друзья, — рассказывает Виктор. — Он приезжал сюда практически раз в два года. В одну из таких поездок взял и меня с собой. Мне тогда было семь лет, но я до сих пор все отчетливо помню. Что интересно, посещать полуостров мы, немцы, могли, но права прописаться не имели.

Поначалу Виктор Гацке приехал в Крым один. Обустроившись на месте, в следующем, 1994 году, он перевез на полуостров свою семью.

– Я все бросил и приехал на голое место, — вспоминает он. — Права на ошибку не было. В то время я спал и на креслах, и на раскладушках, и в общежитиях. Ходил по кабинетам. Встречался с другими немцами. Многие из них быстро теряли надежду: они бросали Крым и ехали в Германию. Я же старался не опускать рук. Помню, кто-то мне сказал: «Держи руку на пульсе, иначе пролетишь». Так и делал. В конце концов, отец оказался прав, люди мне помогли.

Совершенно случайно Гацке встретил в Симферополе дальнего родственника. Тот нашел ему подходящую работу и привел на собеседование. Несколько позже Виктор получил квартиру, так называемую малосемейку.

– Все потому, что не давал никому покоя, — смеется Гацке. — Было много препятствий, но настойчивость победила. Мне досталась крохотная квартирка, в которой вместе со мной поселились мама, жена и трое детей.

В Германии живут другие родственники семьи Гацке — племянники, братья и сестры Виктора. Все, по его словам, отрицательно относятся к позиции канцлера Германии Ангелы Меркель и полностью поддерживают вопрос присоединения Крыма к России. Часто приезжают в гости.

Касательно культуры этнических немцев в Крыму Гацке уверен, она будет возрождаться. Убежденный в правоте выбранной позиции президента России Владимира Путина, Виктор отмечает, что в ближайшее время будут восстановлены архитектурные памятники, церкви и немецкий поселок.

– Культурных элементов на полуострове очень много, — подчеркивает Виктор Гацке. — До войны немцы были третьим по численности народом в Крыму. Поэтому восстанавливать найдется что. К примеру, село Кольчугино являлось исключительно немецкой деревней.

В самой семье Гацке русские и немецкие традиции переплелись между собой. Жена у Виктора русская. Справляются как христианские праздники, так и католические — два Рождества, две Пасхи. Блюда, которые готовятся в семье, также объединяют разные культуры, и ближе, скорее, к европейской кухне.

– Подобная ситуация сложилась в большинстве немецких семей, — поясняет Гацке. — Они органично вписались в жизнь полуострова. Традиции есть, они поддерживаются, но не выпячиваются напоказ.

«Я не могу поменять национальность»

Гари Руф родился в Каховке, но родиной считает Крым, ведь здесь зарегистрировали свой брак его родители. Отца он потерял рано, а в 1943 году его с матерью, братом и сестрой, как и некоторых других немцев, отправили в Германию.

– После окончания войны в 1945 году, когда советские войска зашли в Германию, депортированных немцев, в том числе и нас, погрузили в вагоны и сказали, что на родину вернут. Но видимо ошиблись — вывезли в Казахстан, — вспоминает Гари Руф. — Каждую немецкую семью поселили в подвале, служившем ранее овощехранилищем. Постелью нам солома служила. Помню, часто просыпался от того, что мать плакала.

Гари был старшим в семье. Первая трудовая книжка у него появилась в 14 лет. Он работал на кирпичном заводе, а в зимнее время трудился на каменном карьере. Через годы отправился целину поднимать. В этот период познакомился со своей будущей женой Лидой, с которой и прожил 51 год. Жизнь шла своим чередом — карьера, семья. Тяжелое детство и юность отразились на здоровье, и Гари дважды перенес инфаркт. После месяца реанимации, вспоминает, ноги почти не ходили, еле выкарабкался, после чего он получил вторую группу инвалидности — нерабочую.

– Тогда врач посоветовал переехать в место с более мягким климатом, где температура ближе к нулю зимой, — говорит собеседник. — Все эти годы родина притягивала и звала, мысль вернуться не оставляла никогда. Вот и повод выдался. После поиска подходящего жилья, в 1994 году я с женой и сыном переехал в Симферополь. Я вернулся в Крым как в дом родной. Это было тяжелое время развала Советского союза. Тогда месяцами пенсию не платили, денег не было. Я в то время уже на пенсии по инвалидности был, не работал. Так в эти годы нам тяжело было. На проезд до города денег не было, так мы с сыном пешком ходили.

Его брат и сестра сейчас живут в Германии, но сам он туда не тянется. Все родное здесь осталось. После долгих лет счастливого брака похоронил жену, а потом и сына. Говорит, нет боли сильнее, чем потерять ребенка.

Гари Руф сейчас тесно поддерживает отношения с крымскими немцами, говорит, что людей с такими судьбами немного осталось, поэтому им нужно держаться вместе. По воскресеньям ходит в лютеранскую кирху — она его умиротворяет и успокаивает. А после этого идет в собор Петра и Павла ставить свечку, ведь жена православной была.

– Некоторые немцы скрывают свою национальность или меняют фамилию в зависимости от выгоды, но я не такой, я не могу поменять свою национальность. Не считаю, что эта национальность лучше или хуже других. Я — немец, и все.

«Дали понять, что с немецкой фамилией выше капитана второго ранга не буду»

Алексей Нусбаум сейчас является президентом Объединенной Крымской хоккейной лиги. Ранее он возглавлял редакцию «Содружество» на телеканале «Крым», где трудился над созданием телепрограмм о культурном и историческом наследии депортированных народов, в том числе и немцев. Затерявшаяся история своих немецких корней побудила его искать и другие следы немцев в Крыму.

– Насколько мне удалось выяснить, мои корни по линии отца и матери все исходят из Крыма, —  рассказал Алексей Константинович. — Мой дед Михаил Климентьевич Нусбаум в 1941 году был вывезен из Крыма в Казахстан со всеми остальными немцами и погиб в 1944 году в депортации во время одного из переездов. Его тело едва присыпали возле железнодорожного полотна у берега реки. Отец рассказывал, что пытался найти место захоронения, но это «кладбище» смывалось по весне после розлива реки. Бабушка была украинкой, она включила родственные связи и чудом смогла вернуться в Крым вместе со своими тремя детьми в конце 1945 года. Мы не нашли каких-то свидетельств об их пребывании в депортации, видимо, все документы были подчищены.

В Крым они уже вернулись в полуразрушенные дома: жили в коммунальной квартире в самом центре Севастополя. Отец был военнослужащим, мичманом на Черноморском и Балтийском флоте, поэтому судьба побросала семью Нусбаум по разным местам в Польше, Прибалтике, а потом уже Алексей вернулся в Крым.

– Еще с детства я чувствовал, что вся эта принадлежность к немецкому народу как-то притиралась, — говорит собеседник. — Я чуть ли не до 17 лет не понимал, почему у меня фамилия не как у всех. Но пока жили в Прибалтике, моя фамилия не особо имела значение. Хотя в свое время натерпелся из-за своей принадлежности к немцам. Например, в Севастопольское Высшее военно-морское инженерное училище я поступил только с третьего раза, при этом отслужив срочную службу полтора года на флоте. Мне сказали: «Была бы другая фамилия, с первого раза поступил бы». Да и позже дали понять, что с немецкой фамилией выше капитана второго ранга никогда не буду. В школе тоже случаи разные бывали. Как-то подарил мне отец пилотку черную с белыми полосками. Так меня фашистом обзывали не раз — приходилось драться. Но чтобы это меня сильно задевало, не помню, каким-то инородным никогда себя не считал.

После одиннадцати лет службы, Алексей уволился, несмотря на перспективы заняться научной деятельностью в летно-испытательном центре под Феодосией. Придя из мира моря, где он знал все, в мир, который изменился кардинальным образом, он постепенно стал искать свое место. Во времена перестройки поменял массу профессий, начиная от инженера-механика, и заканчивая руководителем швейного и винодельческого предприятия. Позже попал на государственное телевидение, где возглавил немецкую программу.

– Сейчас от немцев в Крыму осталось не так мало. Самое яркое — это кирхи, сохранившиеся в Судаке, Керчи, Ленинском и Красногвардейском районах. Есть также интересные исторические места в Крыму, связанные с историей немцев. Например, в Кольчугино осталась площадь, где рядом стоят две церкви — католическая и лютеранская. Это единственное место в Европе, где две противоборствующие церкви построены на расстоянии пятидесяти метров. Все село так пополам и делилось, даже кладбище одно было. Другие немецкие кладбища сейчас заброшены.

По его словам, в Крым немцев приглашали в основном в сельское хозяйство. При этом в немецких семьях зародилась традиция — младшего сына освобождать от всех полевых работ: его учили юристы, финансисты, врачи, военные. И каждая семья выдавала специалиста, который выходил за рамки сельского хозяйства. Оттуда и появляется интеллектуальный класс специалистов, когда-то выросших в семьях мастеровых. В XX веке немцы были менее крестьянами, а более архитекторами, военными, художниками. Даже крестьяне-немцы не были безграмотными. Они по своим каналам завозили в Крым передовую перерабатывающую технику и паровые машины.

– Русские немцы — это отдельный народ, который имеет происхождение и традицию двухсотлетней давности, обогащенную славянским духом, — считает Нусбаум. — Что касается современной Германии, то русские немцы живут там, кажется, в полном благополучии. Но тоска настолько берет: что делать в этом идеальном мире?! Поэтому и тянутся на родину. А сегодня тем более, когда крымские немцы могут спокойно говорить, что они русские немцы, а не «українці німецького походження». Украина поддерживала линию на полную ассимиляцию и исчезновение такого понятия, как немцы. Поэтому в Крыму многие не знают своего родного языка. Немецкую культуру нужно сохранять, поскольку вскоре она останется только в рамках этнографического музея.

«Немцы привезут сюда малые технологии и рабочие места»

Председатель Республиканского общества немцев Крыма «Видергебурт» Юрий Гемпель рассказал РП, что после выхода указа президента о депортированных народах, в адрес организации поступило порядка 1, 2 тыс. обращений от немцев, желающих вернуться в Крым.

– Что самое интересное, кроме этого к нам поступило четыреста обращений российских немцев, которые проживают на данный момент в Германии, — рассказывает Гемпель. — Причем большая часть из них — это устроенные граждане: материально обеспеченные, с высокой профессиональной квалификацией, социально интегрированные в немецкое общество. Мотивацию их желания приехать в Крым можно объяснить тем, что среднее поколение — это немцы, которые испытывают ностальгию и позиционируют себя как российские немцы. Поэтому свою жизнь, так или иначе, они ассоциируют с Россией и Крымом.

Одной из проблем реализации данного указа является неопределенность статуса депортированного. На данный момент не установлено в законном порядке, кого можно считать депортированным, и кто сможет получить поддержку госпрограммы: непосредственно депортированный, или его дети, рожденные до 1956 года в местах депортации, или все потомки, рожденные в местах депортации.

По словам Гемпеля, Федеральная целевая программа выделила почти 11 млрд рублей на программу депортированных. В первую очередь она коснется многочисленных объектов незавершенного строительства жилого фонда и обустройства поселков компактного проживания крымских татар. После чего очередь дойдет и до выделения земли другим депортированным. Как и другие национальные меньшинства, немцы планируют строительство в Крыму компактного немецкого поселка для обустройства вернувшихся граждан. Поскольку сейчас немцы в Крыму проживают дисперсно, то сохранить обычаи и культуру народа в таких условиях крайне сложно, поэтому естественным образом происходит ассимиляция.

– Хотелось бы видеть этот поселок в привязке к истории немцев в Крыму, например, в поселке Кольчугино, бывший Кроненталь, — говорит председатель общины. — Но мы должны помнить, что кроме этого должна быть организована программа по созданию рабочих мест. На примере тех немцев, которые уже приезжали в Крым и хотят тут обосноваться, мы видим, насколько они квалифицированные сотрудники. Это инженеры, которые производят продукцию в Германии и готовы заниматься этим в Крыму. С учетом того, что Крым — это уже свободная экономическая зона, то немцы-бизнесмены среднего уровня проявят интерес к Крыму и создадут рабочие места. Они привезут с собой малые технологии.

По прогнозам, весь 2015 год уйдет на вопросы землеотвода, геодезии и проектно-сметной документации, после чего можно будет реально приступить к строительству немецкого поселка.

Так безопаснее Далее в рубрике Так безопаснееУкраина прекращает транспортное и железнодорожное сообщение с Крымом, подобное решение приняла и Белоруссия Читайте в рубрике «Титульная страница» Страшная смерть королевы комедииСегодня легендарной советской актрисе Тамаре Носовой могло бы исполниться 90. Но она умерла 10 лет назад в жуткой нищете Страшная смерть королевы комедии

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»