«Инновации проходят “через кровь”»
Фото предоставлено пресс-службой Министерства транспорта Крыма

Фото предоставлено пресс-службой Министерства транспорта Крыма

Заместитель министра транспорта Крыма — о будущем дорог на полуострове

Меньше месяца назад Вячеслав Петушенко был назначен заместителем министра транспорта Крыма. Раньше он занимал пост главы Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга, которая курирует один из крупнейших дорожных объектов России — Кольцевую автомобильную дорогу (КАД). Дирекцией он руководил с 2009 года, а в Крыму будет руководить строительством дорог. Назначение на новую должность по стечению обстоятельств совпало с трагедией во время обвала объездной трассы под Симферополем, унесшей жизни шести человек. Вячеслав Петушенко рассказал «Русской планете», как питерский опыт поможет Крыму сократить количество ДТП и обеспечить безопасность транспортного передвижения жителям полуострова.

– Вячеслав Петрович, поскольку вы человек новый для Крыма, расскажите, пожалуйста, о вашем «дорожном» опыте? Известно, вы начинали работать на петербургской КАД еще с начала ее строительства, а ваша карьера стартовала с должности мастера?

– Я профессионально занимаюсь автомобильными дорогами, начиная с института. Закончил Ленинградский инженерно-строительный институт, после чего два года отслужил в армии, строил дороги. Мне посчастливилось участвовать в проекте строительства одного из знаковых объектов Советского Союза, а теперь и современной России — автомобильной дороги «Амур» Чита — Хабаровск. А потом с 1983 года по сегодняшний день я прошел весь цикл профессий, начиная от мастера, и заканчивая руководителем Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга. Это один из крупнейших объектов современной России, да и во всей Европе таких объектов стоить поискать. На сегодняшний день стоимость КАД — 136 млрд рублей, а трафик составляет порядка 240 тысяч автомобилей в сутки. Эта дорога стала значительной частью моей жизни, и я готов говорить о ней часами. Вообще я очень люблю дороги и люблю заниматься дорожным делом, видеть, как дорога растет. А потом, когда открываешь движение на дороге, то чувствуешь какую-то грусть, как будто отдаешь ее.

– Было ли для вас неожиданностью назначение на должность замминистра транспорта в Крыму? Почему, на ваш взгляд, правительство сделало такой выбор?

– Никогда не думал, что перейду на чиновничью жизнь. Быть заказчиком — это все-таки не чиновничья работа. А тут вот так сложилось, что нужно вновь выполнять большую задачу — развивать крымскую дорожную отрасль. Почему назначили меня? Опыт есть — значит надо помогать и быть связующим звеном с руководством Росавтодора, Министерства транспорта РФ и дорожной общественностью.

Крымские дороги имеют свою специфику и отличаются от питерских и московских. Дайте, пожалуйста, им свою профессиональную оценку.

– Крым находится в замечательном месте: здесь до 270 солнечных дней, тогда как в Питере — всего 54 дня, где, например, солнце может уйти в октябре и появится только в феврале. В этом плане в Крыму дорожные условия совсем не тяжелые. А вообще, за Крым обидно потому, что он был брошен с точки зрения дорожного строительства. Я преклоняюсь перед людьми, которые здесь занимались этой сферой. Несмотря на то, что выделялись очень незначительные средства, они все же содержали дороги в более ли менее безопасном состоянии и выполняли работу ответственно и профессионально. Тем ни менее, могу сказать, что 98% дорог полуострова находится в неудовлетворительном состоянии. Сейчас нужно много времени, денег, а также воли и желания, чтобы привести их в нормативное состояние. Деньги на сегодняшний день есть. К сожалению, на данный момент недостаточная база предприятий и специалистов. Но это и понятно. Если в дорожную отрасль не вкладывали, то откуда им появиться и развиваться.

– Ранее при Украине дороги «латались» от выбоин и устранялись «колеи», но через три месяца дорога возвращалась к прежнему состоянию. Крымчане могут быть уверены в порядочности подрядчиков и в том, что качество новых дорог гарантирует долговечность эксплуатации?

– Да, такое бывает, особенно в зимний период, когда есть выбоины, которые необходимо залатать, но по всем технологическим условиям невозможно сделать так, чтобы она служила несколько лет: снег и дождь мы убрать не сможем. И есть другой момент: когда латаешь в одном месте, потом появляется яма в другом, а водители не помнят, где именно, и думают, что дороги не делают вообще. Отсюда и недовольство. Когда не хватает средств на капитальный ремонт, то приходится латать. И также сейчас оснащенность подрядных организаций, которые занимаются содержанием дорог, минимальная. Когда появятся оборудование, тогда и качество дорог станет лучше.

– При строительстве КАД используются инновации в дорожном деле, проводятся эксперименты с добавками и прочим. Как будут обстоять дела в Крыму с внедрением инноваций в дорожное строительство?

– Да, КАД был и остается неким испытательным полигоном. К сожалению, нормативная база в области дорожного строительства РФ немного отстает. Чтобы привнести какие-нибудь инновационные технологии, нужно сломать голову и годы потратить. Инновации, как говорят инженеры, тоже проходят «через кровь», но и забор им ставить не нужно. Поскольку КАД был объектом знаковым, то мы и позволяли себе активно применять инновационные технологии. Гениальность проектировщиков и строителей состоит в том, чтобы все собрать воедино — технические и технологические решения, чтобы обеспечить качество асфальтобетонного покрытия, и чтобы дорожное полотно и в летнюю жару с возможными колеями, и зимнюю стужу работала без колей и трещин. Можно не сомневаться, что в Крыму будут применяться различные инновационные подходы.

– По воле судьбы, сразу после вашего вступления на должность, произошел обвал трассы в Симферополе, что прибавило много работы. Насколько нам известно, вы лично привлекли к расследованию независимых экспертов, и держите ситуацию на пульсе. Как сейчас проходит расследование?

– Не могу давать каких-то заключений, следствие еще идет. Мы понимаем, что в этом случае были упущения: то ли это была преступная халатность, то ли расслабились, то ли пытались из денег выжать все, в том числе извлечь незаслуженные и незаработанные доходы. С профессиональной точки зрения могу сказать, что и проектировщики, и строители допустили некие ошибки. Но оценки даст следствие. Сейчас мы более ответственно отнеслись к обследованию таких потенциально опасных участков. На сегодняшний день мы диагностируем все шесть тысяч километров крымских дорог и готовим распоряжение о приостановке движения на некоторых участках. Также мы наметили одиннадцать противооползневых участков, где могут возникнуть проблемы. Если не вкладывать средства в дорожное строительство и при этом недостаточно заниматься содержанием дорог, то такие ситуации могут произойти. Ценнее человеческой жизни ничего нет, все остальное можно пережить.

– Как часто в РФ случаются подобные обвалы, и что, на ваш взгляд, является основными причинами таких ЧС?

– Они бывают крайне редко. Из таких кричащих случаев, как у нас в Крыму, я помню только около шести лет назад, когда обрушился мост в Поволжье. В большей степени такие полуколлапсные проблемы связаны с зимним содержанием дорог, снегопадами и гололедицей. В принципе, в России инженеры-мостовики всегда были крайне профессиональными людьми с хорошей школой. Всегда даже при небольшом финансировании специалисты относились к своему делу профессионально.

– Сейчас участок этой трассы перекрыт. Как скоро его планируют восстановить и открыть для движения транспорта?

– Мы делаем все от себя зависящее, чтобы восстановить для движения этот участок. В самое ближайшее время приступим к его разборке, что нужно и для следствия, и для строителей. После этого мы должны принять решение о способе восстановления дороги. Это, прежде всего, зависит от целесообразности использования пролегающей внизу железной ветки. Если она нужна, то это будет одно техническое решение, если нет, то другое, более быстрое. К концу года навряд ли успеем. Но к весне запустим точно.

–Какие еще изменения ждут крымские дороги в 2015 году? И будет ли применяться столичный опыт на наших дорогах?

– Первоочередная задача — привести в порядок все пешеходные переходы, барьерные ограждения и остановки. Пешеходные переходы на основных магистралях Крыма будут покрашены, перед ними установят шумовую насечку и светодиодные прожекторы, питающихся за счет солнечных батарей. Также мы сделаем единообразные комфортные остановки с освещением от солнечных батарей.

Также мы хотим совместно с органами ГИБДД организовать бесконтактную видео фиксацию правонарушений скоростного режима. Всеми возможными способами будем приучать водителей к дисциплине по скорости движения. На примере питерской КАД мы видим, насколько это эффективно. После установки 29 рубежей фото- и видео фиксации правонарушений значительно сократилось количество ДТП с тяжелыми последствиями (гибелью людей), и это самое главное. В Крыму мы применим этот опыт.

– А если говорить о долгосрочных задачах дорожной отрасли?

– Основная задача, которая существует на сегодняшний день — это строительство Керченской переправы в декабре 2018 года, а от нее по территории Крыма строительство дороги в Севастополь. Это будет трасса первой технической категории непрерывного движения с расчетной скоростью 150 км/ч: ни одного перекрестка и ни одного светофора. По ней можно будет из Керчи или Тамани доехать до Севастополя чуть больше, чем за час, не нарушая правил дорожного движения.

А к 2018 году перед нами стоит задача привести дороги первой и второй технической категории в должный вид: трассы Симферополь — Алушта — Ялта, Симферополь — Бахчисарай — Севастополь, обход города Евпатория, Феодосия — Судак — Алушта, и привести в соответствие дороги от Симферополя до Джанкоя и Армянска. Это очень серьезные и ответственные задачи. Объем финансирования — более 100 млрд рублей. Сроки крайне сжаты, поэтому нужно будет проектировать и строить крайне быстро.

– Будут ли привлекаться российские эксперты и специалисты?

– Хочешь – не хочешь — без этого не обойтись. Польза будет от того, что они привезут положительный опыт. А местным специалистам будет возможность быстрее войти в правовое поле РФ. Сейчас мы договорились с руководством Росавтодора, что сюда будут приезжать в командировки специалисты всех уровней. Также мы будем направлять специалистов Крыма на переподготовку в другие регионы, чтобы быстрее перенять опыт строительства и проектирования масштабных объектов как у нас. Кстати, у специалистов-дорожников Крыма тоже есть чему поучиться. И, в конце концов, мы все россияне.

«Вы в Бога стреляете!» Далее в рубрике «Вы в Бога стреляете!»Кто и как защищает крымские земли от града, и почему местные жители против борьбы с осадками Читайте в рубрике «Власть» О чем договорились Ксюша и ПутинДопустит ли Кремль Ксению Собчак к грядущей президентской гонке? О чем договорились Ксюша и Путин

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»